Новости

Никакого маникюра

В чём состоит суть работы операционной медсестры.

В этом отделении медсанчасти тишину, порой, сменяет вибрирующий гудящий звук – в этот момент происходит стерилизация инструментов. Иногда можно услышать крики, если речь идёт об экстренном пациенте, которого срочно везут на операцию.

Но в целом там довольно тихо. И даже немного таинственно и пустынно. В больших коридорах мелькает персонал. Если брать во внимание только операционных медсестёр, то их 8 человек. Иногда появляются доктора, привозят на каталках пациентов. А потом их увозят в большие операционные залы. В них слышны звуки работающей техники и редкие фразы – передайте скальпель, зашиваем…

«Живая» профессия

С работой операционного блока, к счастью или сожалению, многим приходится сталкиваться не так часто. Это подразделение медсанчасти функционирует с момента её основания. Менялось только место дислокации: со здания, где находилась бывшая детская поликлиника, там, в трёхэтажной его части, можно до сих пор увидеть панорамные окна, до стационара.

Прогуливаясь вдоль него, можно увидеть в окнах большие лампы, свисающие с потолка, так называемые операционные светильники. А в самом подразделении шесть операционных залов, рассказывает старшая медсестра операционного блока Ольга Юрьевна Павлова. Она и сама когда-то сделала выбор в пользу этого направления. Спустя некоторое время после окончания колледжа пришла работать в медсанчасть. Это был 1987 год. Начала трудиться в оперблоке. Затем недолгое время в реанимации. Но желание работать в «живой» профессии взяло своё. Поэтому с 1998 года стала, не переставая работать операционной медсестрой. «Это интереснее», – делится она. – «Ты постоянно что-то делаешь, это живая профессия».

Универсальные работники

Каждое отделение, которое проводит операции, имеет своё место. В итоге в блоке находится хирургический, травматологический, гинекологический, лор, глазной и урологический залы. В последнее время широко распространилась эндоскопическая хирургия. Она помогает проводить операции без разрезов, малоинвазивные, таким образом, пациент быстрее приходит в себя и его можно скорее выписать.

Конечно, вмешательства бывают разные, делится Ольга Юрьевна. Есть планы на год, так в этом году запланировано провести 1430 операций. Но, скорее всего, эта цифра вырастет. Так, в прошлом году сделали 1985 операций, годом ранее – 1864. Здесь сложно предугадать. Да, есть дни, которые закреплены за каким-либо отделением и в это время проводятся плановые вмешательства. А есть экстренные ситуации, и сколько их может быть – никому неизвестно.

Поэтому операционные медсестры универсальные в своей подготовке – они могут работать в паре с хирургом, урологом, гинекологом и т.д. Все до единой девушки обучены и чётко знают, что делать в экстренной ситуации. Пациент попал в ДТП и ему нужна операция – пока его везут, операционная уже готова. Это качество, универсальность, очень ценится, рассказывает Ольга Юрьевна, если сотрудницы переходят на другое место работы.

«А что с точки зрения моральной выдержки?», – интересуюсь в ходе диалога. – «Ведь вы видите боль человека. По сути, его порой, привозят как «куклу».

Здесь всё происходит само собой, говорит старшая медсестра. Когда работаешь, самодистанция происходит само собой. Ведь в первую очередь нужно быстро и качественно помочь пациенту. А если это ещё ребёнок… Не обращаешь внимание. Главное – помощь. Важнее всего – жизнь.

Кстати, операционный блок – это, наверное, единственное место, где не всегда можно отследить судьбу пациента. Операция – это некоторое время. Затем палата, наблюдение. Встретить больного можно на улице, в больнице. Но подойти и спросить у него как дела – неловко. Поэтому сестёр радует только одно: что с человеком всё в порядке. А ещё возможность хоть иногда сделать маникюр. Ведь строгое правило оперблока – никакого маникюра. Это чревато инфекциям, ведь из-под длинных ногтей трудно убрать грязь, делится Ольга Юрьевна. Да и перчатки могут порваться, а это, опять же, проблема. Поэтому длинные ногти с маникюром здесь не в топе.

Новое поколение

Особая отрада персонала, когда приходят новые кадры. Среди них – Анастасия Кутищева. Она закончила Медицинский колледж №1 при Мариинской больнице в Санкт-Петербурге, затем была учёба по «Операционному делу». Она признаётся, что никогда не хотела быть операционной медсестрой, но это дело её в конечном итоге зацепило. В итоге стала работать. Помогать врачам на операциях, готовить инструмент и собирать его после вмешательства, до конца не зная, сколько их будет в итоге. Ведь число экстренных операций может быть разным. Да и будучи универсальным бойцом, в день ты можешь поработать и с хирургами, и с урологами – с кем угодно из оперирующих специалистов.

Конечно, есть и психологическая нагрузка. Здесь важно понимать, что помощь человеку важнее. А не зацикливаться на том, что человека режут, течёт кровь. В приоритете – человек.

А вообще Анастасия признаётся, рада, что пришла сюда работать. «Здесь очень хороший коллектив и чувствую себя на своём месте», – делится она.

Ещё один новый специалист – операционная сестра Ирина Коршикова, закончившая колледж имени Бехтерева в Санкт-Петербурге. На первом курсе она случайно попала на операцию, и это её зацепило: работа медсестры, её взаимодействие с врачом. После этого заразилась идеей – нужно помогать людям. Помнит она и свою первую операцию – установка Аппарата Илизарова.

Сосновый Бор – родной для неё город, поэтому решила работать здесь. А её случайная операция на первом курсе предопределило дальнейший выбор – стала операционной сестрой.

Психологически сложно. Но нужно соблюдать правило, которое гласит, что важно думать о работе, быть собранным и понимать, что ты помогаешь человеку с тяжёлыми заболеваниями, травмами. Да, морально это тяжело. Но ты выставляешь барьер, что если этого не сделать, то не сделает никто. И есть правило «белого халата»: ты приходишь на работу, надеваешь белый халат, ты – в одной атмосфере, как только его снимаешь – всё, долой переживания, ты обычный человек.